Юный краевед

эмблема Юный краевед
♦ О нас ♦ Наши планы
 

 

ПРОГРАММА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД» НА 2018 ГОД


I.                  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.

Люди, прославившие Ярославль, Ярославскую землю уходят своими корнями в поселения, деревни, села, города – во все то, что мы называем Ярославским краем. Большое значение имеют воспоминания людей – живых хранителей истории и те фотографии, рисунки, письма, которые они берегут в память о своих родных.

Ярославль – древний город с богатейшей историей. В настоящее время особенно важным становится задача воспитания бережного и уважительного отношения подрастающего поколения к истории своей малой родины, памятникам, известным личностям прошлого.

Десять веков минуло с тех пор, когда был основан Ярославль. За это время городу не раз доводилось бывать в самой гуще важнейших политических событий, не раз выступать надёжным оплотом русской государственности и национальной независимости.

         Сегодняшним поколениям ярославцев их предки оставили богатейшее культурное наследие и традиции. Мы должны беречь их, изучать культуру и историю родного края, ведь недаром говорят: «Без прошлого - нет будущего». На протяжении 10-ти веков прослеживается в ярославской истории особая любовь его жителей к городу, гордость за свершения Ярославля-батюшки. И мы тоже гордимся нашими предками, отцами и дедами, оставившими, построившими и передавшими нам в наследство ярко цветущий, неповторимый, красивый и вечно молодой древний город. Мы будем передавать свою любовь к родному городу следующим поколениям ярославцев, как эстафету, от века к веку, от сердца к сердцу.

Все детские библиотеки города Ярославля уделяют большое внимание теме краеведения. Основа библиотечного краеведения – фонд краеведческих документов.

Детская библиотека им. А.П. Гайдара, являясь хранителем неограниченного объема информации и знаний, выполняет еще и воспитательную функцию. Опираясь на бумажные и электронные носители, ее работники открывают читателям прекрасный мир высокой духовности и нравственной чистоты, приобщают их к богатствам мировой культуры, воспитывают у них эстетический вкус и гуманистические принципы.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ярославского края, как части России.

 II.               ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ

Цель: главной целью программы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

1) Воспитательные:

  • формирование патриотического отношения к России и своему краю, пробуждение любви к Малой Родине;
  • развитие гражданских качеств.

2) Образовательные:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения;
  • формирование умения  овладевать необходимыми практическими навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
  • совершенствование воспитательной работы, организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий.

3) Развивающие:

  • формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • привлечение детей к разнообразной творческой деятельности, приучение детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях.

Принципы краеведческого воспитания:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения;
  • понимание краеведения как системы общего и дополнительного образования;
  • внимание к сегодняшней жизни своего региона, города, района, микрорайона;
  • придание особой роли наглядности и интенсивному использованию аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа;
  • активное вовлечение подростков в практическую исследовательскую деятельность;
  • принцип доступности,учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество библиотекаря  и читателя;
  • принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;
  • принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
  • принцип последовательности;
  • принцип культуросообразности.

 III.           ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап: Подготовительный (декабрь 2017 года)

  • Подготовка краеведческих материалов.
  • Разработка занятий согласно плану программы.
  • Проведение организационного собрания участников кружка «Юный ярославец». Обсуждение общих вопросов, структурное планирование деятельности.
  • Принятие уставных документов объединения.
  • Составление плана мероприятий на календарный год.
  • Определение возможных партнеров для организации мероприятий.

2 этап: Организационный (январь-декабрь 2018 год)

  1. Проведение мероприятий согласно плану.

3 этап: Аналитический (декабрь 2018 года)

  1. Анализ проведенных мероприятий.
  2. Опрос учащихся.
  3. Анализ общих результатов реализации программы.

  IV.           СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Основные направления:

1) Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях ярославских жителей; знакомство с культурой края; изучение истории Ярославля.

2) Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Ярославля.

3) Военно-историческое: знакомство с  фактами и материалами об участниках различных военных событий.

Умения и навыки

Программа по краеведению «Юный ярославец» способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития района, города, области;
  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей ярославского края;
  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ.

 Критерии отбора материала

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. Отбор материала произведен с учетом возрастных особенностей детей. Весь материал программы разбит на циклы:

  • - цикл занятий «Герои-земляки»:
  • - цикл занятий «Летопись края»;
  • - цикл занятий «Из истории улиц»;
  • - цикл занятий «Фольклор».

План мероприятий

п/п

Тема занятия

Форма занятия

Сроки проведения

1.

Введение.

«Далекое прошлое нашего края»

краеведческий час

январь

2.

«Край наш Ярославский» (общий обзор природы Ярославского края)

урок-путешествие

3.

«Старые дома рассказывают»

краеведческий час

4.

«Наши предки-славяне»

историко-краеведческий час

5.

«Дивный град Ярославль»

краеведческий час

февраль

6.

«Под охрану» (редкие и исчезающие животные Ярославской области)

экологический час

7.

«Наши древние города»

урок-путешествие

8.

«В Резиденции государыни Масленицы»

фольклорные посиделки

9.

«Так начинался Ярославль»

краеведческий час

март

10.

«Самый первый в России»

(о театре им. Ф.Волкова)

творческая гостиная

11.

«Под охрану» (редкие и исчезающие растения Ярославской области)

экологический час

апрель

12.

«История одного села»

урок-презентация

13.

«Один день из жизни деревни»

фольклорные посиделки

14.

«Я – Чайка»

познавательный час

15.

«Ярославские иконы»

час искусства

май

16.

«Прифронтовая полоса»

патриотический час

ко Дню Победы

17.

«Князь полководец с озера Плещеева»

час истории

18.

«Сколько в городе мостов»

виртуальная экскурсия

19.

«На реке Сити»

исторический час

сентябрь

20.

«Путешествие в рыбную слободу»

урок-путешествие

21.

«Ярославская боярыня, её братья и сёстры»

виртуальная экскурсия

22.

«Ярославль – город мастеров» (ремесла Ярославского края)

творческая мастерская

октябрь

23.

«Речные богатства Ярославской области»

виртуальная экскурсия

24.

«Судьба старинного костюма»

урок-презентация

25.

«Мы умеем дружить городами»

краеведческая игра

26.

«Ярославль в 17 столетии»

исторический обзор

ноябрь

27.

«На защиту Москвы»

краеведческая игра

28.

«Святые Ярославской земли»

краеведческий час

декабрь

29.

«Дед Мазай ждёт вас

в гости»

виртуальная экскурсия

30.

«Историю пишем сами»

фестиваль исследовательских работ

 V.               ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Формы работы:

  • экскурсия;
  • конференции;
  • работа с документами;
  • исследовательская деятельность;
  • встречи с почётными жителями города, с краеведами;
  • фольклорные праздники;
  • презентации индивидуальных и коллективных проектов;
  • освоение народных игр;
  • выставки поделок, рисунков, альбомов;
  • просмотр видеоматериалов;
  • книжная выставка;
  • историко-краеведческая игра;
  • беседа;
  • выставка старинных предметов;
  • краеведческие чтения;
  • медиа-экскурсия;
  • литературно-познавательная игра;
  • и др.

Такие формы работы позволяют подросткам почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации воспитательного процесса по краеведению является динамичность ее форм.

 Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умений детей.

VI. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Участниками программы являются учащиеся 5—8-х классов МОУ СОШ Заволжского района.

 VII. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Программа рассчитана на один год (январь 2018 по декабрь 2018 года). Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа. Базой для проведения занятий является Детская библиотека им. А.П. Гайдара.

VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Формы контроля

Предполагаемые результаты программы «Юный ярославец» включают следующие формы контроля:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития);
  • рецензирование знаний;
  • тематический контроль (тестовые задания);
  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ).

Результаты

  • развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю через знания по истории и культуре родного края;
  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;
  • освоение знаний по истории ярославского края, особенностях его исторического и культурного развития;
  • получение навыков исследовательской и проектной деятельности;
  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

 Составитель:

Матвеева Евгения Сергеевна,

главный библиотекарь МУК «ЦСДБ г. Ярославля»

библиотеки-филиала №1 им. А.П. Гайдара

2018-02-16

Назад