Экомир

эмблема
♦ О нас ♦ Наши планы
 

 

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "ЭКОМИР" НА 2018 ГОД.

 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Человек – часть природы: он не может жить вне ее, поэтому обязан неукоснительно соблюдать законы природы, умело поддерживать равновесие жизни в природных сообществах. Только научившись жить в полном согласии с природой, люди смогут лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. И это очень важно. Поэтому в последнее время в обществе возрастает интерес к приобретению экологических знаний, совершенствуется экологическое воспитание среди подростков и молодёжи.

Восхищение красотой природы, ее охрана и рациональное природопользование - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения школьников является формирование экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала.

В настоящее время огромный интерес к изучению экологических   процессов,   вызванный   резким ухудшением  состояния  окружающей  среды  в  связи  с  развитием  технического прогресса, побуждает пересмотреть наши взгляды на взаимоотношения Человека и Природы.  Мы ощущаем,  что  воздух  стал загрязненным, ухудшается  вода в природных водоемах, исчезают целые виды животных и растений.

То, как человек воздействует на окружающую среду, оказывает обратное воздействие на человека и все живые организмы, которые живут рядом с нами.

Экологическое  просвещение  читателей  всегда было одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек.

Среди разнообразных форм работы библиотек существует такая форма работы,  как  кружок  по  интересам.

Предлагаемая программа рассчитана на то, чтобы повысить интерес школьников к решению экологических проблем, усилить желание принимать участие в активной деятельности по защите окружающей среды, что иногда невозможно осуществить в рамках урока, внимательнее относиться к своему здоровью. Экологическое образование никогда не потеряет своей актуальности в образовательном и воспитательном процессах работы со школьниками.

Данная программа ориентирована на изучение живой и неживой природы России во всем ее многообразии.

  II. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ

Цель: формирование экологической культуры учащихся; углубление знаний, умений и навыков учащихся в области экологии растений и животных России.

Задачи:

1) Воспитательные:

  • воспитание бережное отношение к растениям и животным и потребность к улучшению состояния окружающей среды;
  • способствование формированию навыков экологической культуры, ответственного отношения к природе.

2) Образовательные:

  • формирование системы экологических знаний и экологической культуры;
  • расширение знаний учащихся по основным вопросам экологии растений и животных;
  • способствование пониманию современных проблем экологии и осознанию их актуальности.

3) Развивающие:

  • способствование развитию творческих способностей детей;
  • развитие умения учащихся оценивать состояние окружающей среды, растений и животных России.

Принципы экологического воспитания:

  • Признание приоритета воспитательных задач экологии;
  • Понимание экологии как системы общего и дополнительного образования;
  • Внимание к сегодняшнему состоянию окружающей среды своего города, региона, страны;
  • Придание особой роли наглядности и интенсивному использованию аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа;
  • Активное вовлечение учащихся в практическую исследовательскую деятельность;
  • Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование,  или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

 III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап: Подготовительный (декабрь 2017)

  • Подготовка экологических материалов;
  • Разработка занятий согласно плану программы;
  • Проведение организационного собрания участников кружка «ЭкоМир». Обсуждение общих вопросов, структурное планирование деятельности;
  • Принятие уставных документов объединения;
  • Составление плана мероприятий на календарный год;
  • Определение возможных партнеров для организации мероприятий.

2 этап: Организационный (январь - декабрь 2018)

Проведение мероприятий согласно плану.

3 этап: Аналитический (январь - февраль 2019)

  • Анализ проведенных мероприятий;
  • Опрос учащихся;
  • Анализ общих результатов реализации программы.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные направление:

1) Познавательное: сбор материалов и фактов о жизни растений и животных России, знакомство с их видами и средами обитания;

2) Природоохранное: прочное осознание глобальных, региональных и локальных экологических проблем, овладение знаниями и умениями по охране природы;

3) Эколого–краеведческое: знакомство с растительным и животным миром Ярославской области.

Умения и навыки:

Программа по экологии «ЭкоМир» способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

  • Осознание взаимосвязи человека и природы;
  • Представление об основных экологических проблемах страны и путях их решения;
  • Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • Развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.

 План мероприятий:

п/п

Тема

Форма

Сроки проведения

1.

 

«Что такое экология?»

 

Вводное занятие

 

 

январь

2.

«Берегите птиц!»

Экологический репортаж о жизни птиц зимой

3.

«Кто на болоте живет?»

Познавательный час о прудах, озерах и болотах Ярославской области ко Всемирному дню водно-болотных угодий (2 февраля)

 

 

 

 

 

февраль

4.

«Вода – это жизнь»

Познавательный час

5.

«Планета чудес»

Урок естествознания о природных явлениях

6.

«Путешествие на родину комнатных растений»

 

Виртуальное путешествие

7.

«О чем мурлыкают кошки?»

Котовикторина к Всемирному дню кошек (1 марта)

 

 

 

 

март

8.

«Волшебный край»

Виртуальное знакомство с животным и растительным миром полуострова Крым

9.

«Наш лес и нам его беречь»

Экологический час к Международному дню леса (21 марта)

10.

«Зеленая аптека»

Викторина о целебных свойствах растений

11.

«Встречай с любовью птичьи стаи»

Экологический праздник к Международному дню птиц (1 апреля)

 

 

 

 

апрель

12.

«Земля – наш дом во Вселенной»

Слайд – презентация о планете Земля ко Всемирному дню космонавтики

13.

«Огород на окошке»

Экологическое ассорти

14.

«В царстве растений: цветочная поляна»

Клип - обзор

15.

«Мы за чистый город»

Час экологии

 

 

 

 

май

16.

«Кто нам встретится в лесу?»

Игра – путешествие в царство животных Ярославской области

17.

«Удивительный микромир»

Час интересного сообщения о насекомых

18.

«Издалека долго течет река Волга»

Медиа-путешествие ко Дню Волги (20 мая)

20.

«Хлеб от А до Я»

Познавательный час

 

 

сентябрь

21.

«Зеленые страницы Ярославского края»

 

Экологическая экскурсия в мир растений Ярославской области

22.

«Лесные чудеса»

Экологический час о подготовке животных и растений к зиме

23.

«Черное море – чудо природы»

Слайд-презентация  ко всемирному Дню моря (27 сентября)

24.

«Они просят защиты»

Экологическое путешествие по страницам Красной книги ко Всемирному дню защиты животных (4 октября)

 

 

 

 

октябрь

25.

«Кто живет в тайге?»

Экологические новости о животном мире тайги

26.

«Воздух, которым мы дышим»

Экологический практикум

27

«Растения в легендах и мифах»

Эколого-биологическая викторина

28.

«Синички – озорнички и другие птички»

Познавательный час к Синичкиному дню (12 ноября)

 

 

 

 

 

 

ноябрь

29.

«Заповедная Россия»

Медиа-путешествие ко дню российских заповедников (12 ноября)

30.

«Край вечного холода»

Медиа-экскурсия на Крайний Север ко Дню моржа (24 ноября)

31.

«Запасной планеты у нас нет»

Час памяти об экологических катастрофах

32.

«Друзья домашнего очага»

Познавательный час к  Международному дню домашних животных (30 ноября)

33.

«Эти удивительные горы»

Экологическая кругосветка к Международному дню гор (11 декабря)

 

 

декабрь

34.

«Край самоцветов»

Виртуальное путешествие на Урал

35.

«Знатоки природы»

Итоговая экологическая игра-викторина

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Формы работы:

  • познавательный час;
  • репортаж;
  • экскурсия;
  • урок естествознания;
  • виртуальное знакомство;
  • экологическое ассорти;
  • экологические новости;
  • клип-обзор;
  • час природоохраны;
  • слайд – презентация;
  • экологическая кругосветка;
  • урок-исследование;
  • экологическое лото;
  • выставка рисунков и поделок;
  • медиа-экскурсия;
  • книжная выставка;
  • просмотр видеоматериалов;
  • ведение дневника наблюдений за природой;
  • исследовательская деятельность;
  • беседа;
  • и др..

Такие формы работы позволяют учащимся почувствовать свою причастность к природным богатствам своего народа и осознанию себя важной частью защиты и охраны биосферы.

Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

 VI. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Участниками программы являются учащиеся 1-5-х классов МОУ СОШ Заволжского района. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.

VII. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Программа рассчитана на один календарный год (с января 2018 по декабрь 2018 года). Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа. Базой для проведения занятий является Детская библиотека им. А.П. Гайдара.

VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Понимание учащимися своей роли в организации экологических позиций и ЗОЖ;

2. Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и знаний экологической культуры;

3. Обучение способам самоанализа, рефлексии и оценке собственной деятельности.                          

4. Формирование бережного отношения к природе;

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора информации в соответствии познавательными задачами кружка.

Составитель:

Глушкова Нина Анатольевна,

библиотекарь МУК «ЦСДБ г. Ярославля»

библиотеки-филиала №1 им. А.П. Гайдара 

 

 

 

2018-02-16

Назад