Проект "Гайдарика"

НОВОСТИ  "ГАЙДАРИКИ"

КАЛЕНДАРЬ мероприятий

АРХИВ проекта ГАЙДАРИКА по годам (1,36Mb)  

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА-ФИЛИАЛ  №1 ИМ. А.П. ГАЙДАРА                                        

 

ПРОЕКТ "ГАЙДАРИКА"

на 2017 год

 

I.   Информационная карта проекта

1

Наименование муниципального учреждения культуры (библиотеки-филиала), предоставившего проект

Муниципальное учреждение культуры  «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля», детская библиотека им. А.П. Гайдара - филиал №1.

2

Полное название проекта

Проект  «Гайдарика».

3

Сроки и место проведения проекта

Январь-декабрь 2016 года,

г. Ярославль, детская библиотека им. А.П. Гайдара - филиал №1 муниципального учреждения культуры «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля».

4

Автор(ы) проекта

Тарасова Галина Борисовна, заслуженный работник культуры РФ, заведующая филиалом №1.

5

Руководитель программы

Тарасова Галина Борисовна, заведующая филиалом №1.

6

Форма проведения

Реализация проекта требует проведения поисковой и исследовательской работы. Предполагается использовать такие формы работы, как: семинары, конференции, круглые столы, слёты, выездные консультации и встречи с сотрудниками библиотек и музеев им. А.П. Гайдара с целью поиска и отбора материалов для медиа-центра «Гайдарика». Пропагандируя творчество Аркадия Гайдара,  применять современные способы продвижения книги, такие как:  виртуальные книжные выставки, электронные презентации, виртуальные экскурсии по медиа-центру, электронные игры, викторины и конкурсы.

7

Цель программы

Развитие медиа-центра «Гайдарика» и на его базе организация работы по пропаганде литературного наследия Гайдара и развитию творческих способностей детей.

8

Источники и сумма финансирования

Запрашиваемые средства: -

Собственные средства: - .

Целевой взнос: -

Привлечённые средства (спонсорские): -.

9

Общее количество участников

100 человек

10

История осуществления проекта

Проект осуществляется впервые, но библиотека собрала большое количество материалов о жизни и деятельности А.П. Гайдара, в том числе документов на небумажных носителях,  накопила богатый опыт работы с его произведениями, поэтому назрела необходимость разработки и реализации данного проекта.

11

Наиболее важные публикации о проекте

 Матвеева Е.С. Писатель собирает друзей // Библиополе .- 2016 .- № 7 .- С. 26-27

 Тарасова Г.Б. Тимуровское движение: Почему бы и нет! // Современная библиотека. – 2016.- № 3 .- С. 54-57

 Тарасова Г.Б. Гайдаровка и её команда / Тарасова Г.Б. // Библиотека – 2014.-  №11  – С.57-62

 Тарасова Г.Б.  "Тимуровцы" снова в строю: [история и современность детской библиотеки №1 им. А.П. Гайдара]/ Г.Б. Тарасова //Библиотека. - 2009. - №6.-                С.47-50

 Тарасова Г.Б.  Тимуровская команда. Аркадий Гайдар и современные традиции: [история и современность детской библиотеки №1 им. А.П. Гайдара г. Ярославля]/ Г.Б. Тарасова //Библиотечное дело. - 2008. - №24. - С.42-44

12

Особая информация и примечания

Наша библиотека – единственная в Ярославской области, которой присвоено имя А.П. Гайдара. Носить имя Гайдара, с одной стороны, – почётно, а с другой – непросто: ведь библиотека обязана быть достойной имени писателя, хранить память о нём и рассказывать всё новым и новым поколениям детей о его жизни и творчестве.

Реализация проекта предполагает тесное сотрудничество и изучение опыта работы детских библиотек им. А.П. Гайдара г. Москвы, Костромы, Архангельска и музеев им. А.П. Гайдара в г. Клину, Арзамасе, Льгове.

13

Адрес организации

150055, г. Ярославль, ул. Красноборская, д.15

14

Телефон, факс, e-mail

Тел.: (4852) 24-29-90

E-mail: csdbf1@mail/ru

 

Дата заполнения информационной карты

 09.01.17

1.   Структура проекта

1. Актуальность проекта

     Библиотека имени А.П. Гайдара – одна из старейших библиотек города Ярославля. Она была открыта в далёком 1948 году в старинной слободе Тверицы Заволжского района, С 1954 года носит имя Аркадия Петровича Гайдара. Это – единственная библиотека в Ярославской области, которой  присвоено имя известного детского писателя. Носить имя А.П. Гайдара прежде было почётно, а сегодня не просто. Это дань собственной истории, дань традиции: коли нарекли тебя библиотекой имени А. Гайдара – носи это имя с чувством собственного достоинства. И мы обязаны хранить память о писателе и рассказывать всё новым и новым поколениям детей о его жизни и творчестве.

     Проект осуществляется впервые, но библиотека собрала большое количество материалов о жизни  и деятельности А.П. Гайдара, накопила богатый опыт работы с его произведениями, поэтому назрела необходимость разработки и реализации данного проекта.

     Аркадий Гайдар – это не только имя, с которым связаны судьбы и читательские биографии нескольких живущих ныне поколений людей, это ёще и определенные традиции в создании литературы для детей.

«… Что бы не говорили в послеперестроечный период об Аркадии Гайдаре, как бы ни девальвировали его имя… налет политики и социологизма – совсем не те измерения, в которых живёт художественное наследие писателя… В нём мы видим не только писателя одной эпохи, но писателя общечеловеческого масштаба, подарившего юному сознанию символику свободы и добра, символику цветущей земли – Родины, символику максималисткой детской чести, как чести человека вообще…

      … И поэтому когда мы читаем: «А жизнь, товарищи… была совсем хорошая!» - мы читаем о солнце и небе, о дороге и птицах, о цветах, которые ярче, чем флаги Первого мая, о псе Полкане и умной сердцем любимой маленькой дочке. А это – вечно!... Например, концовка «Чука и Гека» – чистейшей воды гражданский романтизм интеллигентной личности, который по-тютчевски хранит веру в Россию…».*

     Поэтому, что бы ни говорили и не писали об Аркадии Петровиче Гайдаре – его творчество, на наш взгляд, представляет интерес и для нынешнего поколения детей.

     Произведения Гайдара – чистые и светлые, не устареют никогда, а Гайдар не останется в прошлом. Он современен. Те идеалы, по которым он жил, на которых воспитывал своих читателей и за которые боролся – честность, мужество, любовь к Отечеству, готовность ради высокой цели пожертвовать собой – они всегда были нашим главным капиталом, неподдающимся переоценке, и являются актуальными во все времена. Активная жизненная позиция – ещё одно качество личности, которое воспитывает своими книгами А.П. Гайдар, по-прежнему остается основной целью гражданско-патриотического воспитания юного поколения в XXI веке.

 ______________________________

  • Чёрная Т.К. «Творчество А. Гайдара как классическое наследие»: из материалов VII всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях».- Москва, 2002

 2.   Цель проекта

Цель проекта – развитие медиа-центра «Гайдарика» и на его базе организация работы по пропаганде литературного наследия А.П. Гайдара и развитию творческих способностей детей.

 3.   Задачи проекта

  • Поиск и систематизация материалов о жизни и творчестве А.П. Гайдара.
  • Сбор информации о детских и молодёжных общественных объединениях гражданской направленности.
  • Налаживание партнерских отношений с детскими библиотеками имени А.П. Гайдара нашей страны.
  • Организация гайдаровского фонда, оформление стендов, выставок и экспозиций медиа-центра.
  • Пропаганда литературного наследия А.П. Гайдара с помощью современных информационных технологий.
  • Формирование информационной культуры и предоставление возможностей для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
  • Повышение востребованности и привлекательности библиотеки для детей за счёт расширения информационных услуг в медиа-центре «Гайдарика»

4.   Предполагаемый результат

  • Дальнейшее развитие медиа-центра «Гайдарика».
  • Повышение имиджа библиотеки в районе и городе.
  • Привлечение  новых читателей в библиотеку.
  • Приобщение молодых читателей к золотому фонду детской литературы, знакомство с лучшими произведениями современных писателей, повышение престижа чтения.
  • Повышение информационной культуры детей и освоение ими современных способов получения информации.
  • Стимулирование творческой, интеллектуальной, образовательной и развивающей деятельности детей и подростков.
  • Выявление и поддержка талантливой молодёжи, привлечение её в клуб «Лидер» и Ярославскую молодёжную общественную  организацию «Районный волонтёрский  союз» («Р.В.С.») Заволжского района.
  • Создание условий для организации досуга подростков, самореализации их личности и интеграции в социокультурную среду общества.
  • Появление новых возможностей для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма через изучение творчества и героической биографии А.П. Гайдара – писателя, солдата, гражданина.

 II. Основные этапы проекта

  1. Основная идея проекта

     В своих произведениях Аркадий Гайдар создал некий сказочный мир, или лучше сказать, страну. В этой стране, которая с полным основанием может именоваться по имени её создателя – "Гайдарикой»,  всё – свое, особое, не такое, как в окружающей современников писателя реальности. Даже народонаселение этой удивительной страны отличается от народонаселения  тогдашней РСФСР и других республик Советского Союза: её населяют люди с необычными, нерусскими, какими-то  вненациональными именами: Тимур, Бумбараш, Иртыш, Чук, Гек, Алька, Гейка, Натка… (Именно «Натка», а не, скажем, «Наташа») Это указывает на их как бы новую национальную принадлежность. И это действительно новые люди, каких не было прежде, новые не только по именам, но и по мировоззрению.

     Реализуя основную цель проекта, медиа-центр выполняет три функции. Во-первых, это центр по работе с литературным наследием Гайдара, во-вторых, - центр развития интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков, в-третьих, центр несёт функции музея. Выполнение этих функций невозможно без использования средств мультимедиа. Медиа-центр «Гайдарика» - отдел современных информационных технологий, помогающий осваивать и свободно использовать все преимущества многообразного информационного пространства в повседневной жизни, где обеспечен свободный доступ читателей-детей к документам на небумажных носителях. Здесь читатели могут освоить быстрые способы получения информации, в том числе из Интернета, получают возможность использовать всё многообразие библиотечных ресурсов.   В настоящее время в фонде медиа-центра собраны художественные и мультипликационные фильмы, радио-спектакли по произведениям А.П. Гайдара, фильмы о его жизни и творчестве, подборки слайдов, музыкальные аудио-записи и т.д. Чтобы читатели могли воспользоваться всем этим богатством, медиа-центр оборудован современными компьютерами, аудио- и видео-аппаратурой, множительной и копировальной техникой.

     Встречаясь в медиа-центре, ребята могут интересно провести своё свободное время – не только почитать книгу, но послушать музыкальные произведения и литературные записи, принять участие в интеллектуальных компьютерных играх и соревнованиях, а также нарисовать любимого героя, смастерить поделку по мотивам литературного произведения и совершить увлекательную экскурсию по замечательной стране под названием «Гайдарика».

     Мы планируем проводить в центре выставки творческих работ детей, вернисажи, встречи с писателями, художниками, музыкантами. Здесь ребята могут коллективно посмотреть и обсудить какой-то фильм А.П. Гайдара, сравнить своё восприятие фильма, собственное видение встреченных в книге художественных образов с экранным их воплощением, принять участие в диспутах, дискуссиях и читательских конференциях.

     Музейная специализация центра дополняет традиционные формы работы библиотеки, создаёт особую доверительную обстановку, ощущение подлинности реальности, сопричастности событиям, помогает ребятам лучше узнать историю нашей страны, почувствовать время, в которое жил писатель, и, может быть, у них  возникнет желание заново «перечитать Гайдара», оценить его творчество с позиций века нынешнего. А у нас появляется возможность через предметы и документы говорить и о любимом произведении и о нелёгкой судьбе самого писателя, ничего не скрывая и не приукрашивая. И пусть каждый из ребят сделает свой выбор, сформирует свое отношение к личности писателя, к героям его книг… Выполнение третьей функции, опять-таки, невозможно без использования современных информационных технологий. Благодаря возможностям мультимедиа, ребята смогут, посетив сайт нашей библиотеки, совершить виртуальную экскурсию по музейной экспозиции «Гайдар и время».

     Выполняя эти функции, мы сможем сделать досуг детей и подростков  более разнообразным и активным, полезным и интересным, оградить их от пустого времяпрепровождения и отвлечь от дурных привычек.

     Мы предлагаем подрастающему поколению альтернативный образ жизни, наполненный творчеством.

 2.   Формы и методы работы по проекту

     Основные направления деятельности по проекту:

- пополнение гайдаровского книжного фонда;

- пополнение электронного банка информационных ресурсов по творчеству А.П. Гайдара;

- пополнение тематической экспозиции «Гайдар и время», «Герои Гайдара живут на экране»;

- проведение мероприятий по виртуальной карте «По гайдаровским местам»;

- организация выставки творческих работ детей «Мы рисуем Гайдара»;

- пополнение библиографической электронной базы данных «Гайдар и современность»;

- развитие виртуального музея литературного наследия А.П. Гайдара «Гайдар: знакомый и незнакомый» на web-странице библиотеки;

- проведение виртуальной экскурсии «Гайдар и время» о жизни и творчестве А.П. Гайдара по медиа-центру «Гайдарика».

     Реализация проекта требует проведения поисковой и исследовательской работы. Предполагается использовать такие формы работы, как: семинары, конференции, круглые столы, выездные консультации и встречи с сотрудниками библиотек и музеев им. А.П. Гайдара с целью поиска и отбора материалов для пополнения медиа-центра «Гайдарика».

     Пропагандируя творчество Гайдара, библиотека планирует проведение  для учащихся 1-8-х классов кинолектория «Герои Гайдара живут на экране». В рамках лектория предполагается создание дискуссионного клуба, в котором  будут проходить встречи в формате «Книга + кино». Кинолекторий кроме просмотра фильмов включает проведение цикла мероприятий «От фильма – к книге, от книги – к игре». При проведении мероприятий будут использоваться интерактивные формы работы. При этом предпочтение будет отдаваться современным способам продвижения книги, таким как: виртуальные книжные выставки, электронные презентации, виртуальные экскурсии по медиа-центру, электронные игры, викторины и конкурсы.

Календарный план

Название мероприятия

Форма

Возраст

Срок испол-нения

Ответственный

«Гайдар и современность»:

пополнение библиографической электронной базы данных

1-8 кл.

В течение года

Малахова

«Гайдар»:

пополнение полнотекстовой базы данных

1-8 кл.

В течение года

Гомбац

«Виртуальный музей литературного наследия А.П. Гайдара»

обновление материалов виртуального музея на web-странице библиотеки

1-8 кл.

 В течение года

Гомбац

«Герои Гайдара живут на экране»:

кинолекторий

 

 

 

«Гайдар и время»:

экскурсия по медиа-центру

1-6 кл.

январь

Матвеева

«Аркадий Гайдар: невыдуманная жизнь»:

беседа-знакомство с жизнью и творчеством писателя ко дню рождения А.П. Гайдара (22 января 1904г.)

1-6 кл.

январь

Матвеева

«Вслед за героями гайдаровских книг»:

литературный круиз по карте «По гайдаровским местам»

1-6 кл.

март

Матвеева

«Сказка о горячем камне»:

просмотр фильма «Горячий камень» с последующей викториной-обсуждением (1 занятие)

3 кл.

апрель

Матвеева

«Лето на память»:

просмотр фильма «Голубая чашка» с последующей игрой (2 занятия)

3 кл.

май

Матвеева

«В чём заключается военная тайна?»:

просмотр фильма «Военная тайна» с последующей викториной-обсуждением (2 занятия)

4 кл.

май

Матвеева

«В команде с Тимуром»:

просмотр фильма «Тимур и его команда» с последующей игрой-КВН (2 занятия)

5 кл.

сентябрь

Матвеева

«Судьба твоего ровесника»:

просмотр фильма «Судьба барабанщика» с последующей викториной-обсуждением (2 занятия)

6 кл.

сентябрь

Матвеева

«Шаг в бессмертие»:

час памяти ко дню гибели А.П. Гайдара (26 октября 1941г.)

5-6 кл.

октябрь

Матвеева

«Ёлка в тайге»:

просмотр фильма «Чук и Гек» с последующей игрой (2 занятия)

2 кл.

декабрь

Матвеева

«Ёлка Чука и Гека»:

творческая мастерская к Новому году

1-4 кл.

декабрь

Матвеева

 

 

 2.   Описание партнёрского компонента

№ п\п

Ресурсы

Наименование

Виды деятельности

1

Финансовые

Управление по молодёжной политике мэрии  города Ярославля

Оказание финансовой помощи на проведение мероприятий

Депутаты муниципалитета

Оказание финансовой помощи на проведение мероприятий

2

 

Человеческие

Сотрудники детской библиотеки им. А.П. Гайдара, члены «Молодёжного Совета        г. Ярославля» в Заволжском районе

Поисковая и исследовательская деятельность, организация гайдаровского фонда и экспозиций, проведение мероприятий по творчеству А.П. Гайдара

Организационно-методический отдел МУК «ЦСДБ г. Ярославля».

Оказание методической помощи

Историко-краеведческий музей школы №46 города Ярославля.

Оказание консультационной помощи и помощи в сборе материалов для медиа-центра

Центральная городская детская библиотека им.   А.П. Гайдара г. Москвы

Оказание методической и консультационной помощи, помощи в сборе материалов для медиа-центра

Музеи им. А.П. Гайдара  в     Клину и Арзамасе

Оказание методической и консультационной помощи, помощи в сборе материалов для медиа-центра

3

Творческие

Детско-юношеский центр "ЛАД"

Подготовка творческих работ для выставки «Мы рисуем Гайдара»

Общеобразовательные школы Заволжского района

Оказание помощи в сборе материалов и подготовка творческих работ для выставки «Мы рисуем Гайдара».

4

Материально-технические

Детская библиотека им. А.П. Гайдара

Предоставление помещения, приобретение мебели, обеспечение компьютерной техникой, канцелярскими товарами.

Центральная детская библиотека им. Ярослава Мудрого

Обеспечение материалами, обслуживание компьютерной техники.

III  Приложения

 Наработанные материалы:

1.1.                     Матвеева Е.С. Писатель собирает друзей // Библиополе .- 2016 . -№ 7 .- С. 26-27

1.2.                     Тарасова Г.Б. Тимуровское движение: Почему бы и нет! // Современная библиотека. – 2016.- № 3 .- С. 54-57

1.3.                     Виртуальный музей литературного наследия А.П. Гайдара на web-странице детской библиотеки №1 им. А.П. Гайдара МУК «ЦСДБ г. Ярославля» -  http://csdbf1.ru/

1.4.                     Тарасова Г.Б. Гайдаровка и её команда / Тарасова Г.Б. // Библиотека – 2014. - №11 . – 57-62.

1.5.                     Глушкова Н.А. Возвращение героя или с Гайдаром в XXI веке : инновационные формы работы с творческим наследием Аркадия Гайдара // Гайдар и детская литература XXI века : материалы литературно-педагогических Гайдаровских чтений. 28-29 октября 2014 года . – Архангельск, 2014 .- С. 43-46

1.6.                    «Вслед за героями гайдаровских книг»: [литературный круиз по карте страны] : [электронный ресурс] .- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2014.

1.7.                     «Наша «гайдаровка»: страницы жизни»: [электронная презентация  о детской библиотеке №1 им. А.П. Гайдара к 65-летнему юбилею].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2013.

1.8.                     Тарасова Г.Б. Гайдаровка отмечает юбилей // Дата .- 2013 .- № 19 (6 июня) . – С. 4

1.9.                     Тарасова Г.Б. Гайдаровка отмечает юбилей // Родной город .- 2013 .- № 23 (5 июня) . – С. 16

1.10.    «Сказка о библиотеке Гайдара, гайдаровцах и твердом гайдаровском характере»: [электронная презентация о детской библиотеке №1             им. А.П. Гайдара к 65-летнему юбилею].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2013.

1.11.    «Вслед за героями гайдаровских книг»: [литературный круиз по карте «По гайдаровским местам»]. - Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2012.

1.12.    «Чук и Гек»: [электронная игра по одноимённому рассказу А.П. Гайдара].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2012.

1.13.    «В команде  с Тимуром»: [КВН  по повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»]: [электронный ресурс].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2010.

1.14.    «Я читаю Гайдара» : [интерактивная игра-путешествие] (полная версия): [электронный ресурс].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2010.

1.15.    «Я читаю Гайдара»: [интерактивная игра-путешествие] [электронный ресурс].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2010.

1.16.    Тарасова Г.Б. "Тимуровцы" снова в строю: [история и современность детской библиотеки №1 им. А.П. Гайдара]/ Г.Б. Тарасова // Библиотека. - 2009. - №6. - С.47-50.

1.17.    Тарасова Г.Б. Тимуровская команда. Аркадий Гайдар и современные традиции: [история и современность детской библиотеки №1 им. А.П. Гайдара г. Ярославля]/ Г.Б. Тарасова //Библиотечное дело. - 2008. - №24. - С.42-44

1.18.    «Писатель Гайдар собирает друзей»: литературный костер для младших школьников.- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ                        г. Ярославля», 2008.- 11с.

1.19.    «Наша «Гайдаровка»: страницы жизни»: историческая справка.- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2007.- 11л.

 

Руководитель проекта:                                                Тарасова Г.Б.                

 

 

2017-01-27

Назад