Перейти к содержимому

Тинейджер

ПРОГРАММА "ТИНЕЙДЖЕР" на 2023 год

1. Общие положения.

Подростковому возрасту, известному своими важными переменами в физиологическом, личностном и социальном смысле, свойственно стремление к самоутверждению, активному действию, лидерству. Самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания – от подвига до правонарушения. Подросток – клубок противоречий. Одно из них состоит в том, что: с одной стороны, это возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей, а с другой – возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального неповторимого Я. Единственная продуктивная тактика по отношению к подросткам – активная помощь и поддержка в выстраивании новой личности, в обретении себя. Мы стремимся донести до разума и чувства каждого подростка нравственные ценности, превратить их в личное убеждение и внутренний ориентир поведения.

В настоящее время в Заволжском районе в 15 школах обучается более 10 тысяч детей. В районе работают 5 учреждений дополнительного образования, школы искусств, дома культуры. Особая роль в системе учреждений, занимающихся работой с подростками, принадлежит библиотекам, которые с помощью книги воспитывают подрастающее поколение.

Детская библиотека имени Гайдара – это одно из  учреждений, где хранятся подлинные человеческие ценности, где имеются условия и возможности для занятий с подростками, удовлетворения их индивидуальных запросов, развития способностей и талантов, раскрытия личностного и творческого потенциала, приобщения их к мировой и национальной культуре. Поэтому в 1996 году по инициативе территориальной администрации Заволжского района на базе библиотеки был создан культурный центр по организации досуга подростков и юношества. С этого же года действует районный клуб старшеклассников «Лидер», который посещают подростки, проживающие в Заволжском районе. Работа с подростками ведётся по программе «Тинейджер».  Тинейджер – это подросток в возрасте от 13 до 19 лет (от английского teen – суффикс числительного от 13 до 19 и age – возраст). 

Тинейджеры – это особая категория молодежи, со своими проблемами, взглядами, образом жизни. Работа по программе «Тинэйджер» распространяется на различные сферы деятельности подростков: спорт, культура, досуг, образование и помогает молодым людям найти свое место в жизни. Приоритетные  направления работы по программе «Тинейджер» – организация молодёжного досуга, пропаганда здорового образа жизни.

2. Цели и задачи программы.

     Цель программы:  

реализация модели подростково-юношеской библиотеки «Тинейджер»:

предоставление возможностей для осуществления личностного роста, формирования социальной активности, повышение образовательного и культурного уровня подростков с помощью книги, то есть воспитания жизнеспособного поколения молодежи;

оказание разнообразной помощи (методической, организаторской, психологической и др.) в самоутверждении, саморазвитии личности подростка через использование различных форм и методов библиотечной работы, подготовку и проведение семинаров, консультаций, соревнований, фестивалей, конкурсов и других мероприятий в области образования, культуры, спорта и досуга;

Задачи программы:

а)  Воспитывать культуру чтения у подростков и юношества. Они составляют 2500 человек от общего числа читателей библиотеки. В течение года выявить их интересы в чтении, досуге и др.

б) С помощью книги, других документов, технических средств преподносить определенный набор специальных знаний по основам менеджмента, психологии, экономике, философии, педагогике, сформировать навыки организаторской и творческой деятельности, побудить подростков к конкретным практическим действиям в молодежных коллективах.

в)  Повышать качественный состав фонда для подростков и юношества (литература о вреде курения, наркомании, СПИДе, сохранении здоровья, о физкультуре и спорте, о взаимоотношении подростков с родителями). Пополнять мини-фонд «Спасательные книги».

г) Пополнять справочно-библиографический аппарат для подростков. (тематические картотеки, рекомендательные списки и др.)

д)   Использовать компьютерные технологии в работе библиотеки: дискеты с набором обучающих электронных игр, образовательных программ для обучения и самообразования пользователей, производить поиск информации в сети «Интернет».

е) Помогать развитию творческого потенциала детей и юношества, содействовать повышению статуса нравственных ценностей.

ж) Целенаправленно формировать культуру досуга: сделать отдых подростков разнообразным, активным, полезным, интересным, оградить их от пустого времяпрепровождения и отвлечь их от дурных привычек с помощью активных, в том числе инновационных, библиотечных форм работы.

з) Поддерживать развитие общественных молодежных инициатив, содействовать единению и координации деятельности подростков и юношества в районе и городе, активизировать жизненную позицию через участие в общественной деятельности.

и) Продолжать работу с подростками девиантного поведения совместно с отделом по делам несовершеннолетних Заволжского района и защите их прав по профилактике правонарушений.

3. Основное содержание программы.

Программа «Тинэйджер» рассчитана на подростков и юношество от 13 до 19 лет и ставит своей целью организацию библиотечного обслуживания подростков, для которых библиотека будет не только хранилищем книг и местом для чтения, но и центром интеллектуального общения, досуга, творческого развития.

Основные направления реализации программы:

1.Информационное и справочно-библиографическое обеспечение подростков и юношества.

  1. Социальное волонтерство
  2. Индивидуальная работа
  3. Массовая работа.

I. Информационное и справочно-библиографическое обеспечение подростков и юношества

А. Библиографическое информирование подростков:

  • Проведение дней информации
  • Составление информационных списков
  • Организация выставок новых книг и журналов
  • Проведение открытых просмотров литературы
  • Проведение обзоров новых книг и журналов
  • Групповое и индивидуальное информирование      

Б.  Справочно-библиографическое обеспечение:

  • Проведение дней библиографии
  • Проведение библиографических игр
  • Проведение занятий по библиотечно-библиографической грамотности
  • Составление рекомендательных списков
  • Выполнение справок, в том числе виртуальных
  • Пополнение имеющихся и создание новых тематических картотек

В. Использование традиционных и новых форм работы:

  • экспресс-информации и бюллетени новых поступлений
  • распространение информации через местную прессу и радио и телевидение
  • размещение информации о библиотеке и проводимых мероприятиях на собственной web-странице – http://csdbf1.ru
  • предоставление пользователям аудиовизуальных, электронных, мультимедийных носителей информации
  • поиск информации в Интернет
  • пополнение электронных баз данных по проблемам детства и юношества:
  1. «Социальная защита детей и юношества»
  2. «Куда пойти учиться»
  3. «Будущему бизнесмену (предпринимателю)»
  4. «Где интересно провести досуг?” (кружки, секции, клубы города)
  5. «Спорт и здоровье»
  6. «Выбор профессии»

II.Социальное волонтерство

Основные задачи:

– привлечение подростков к общественно-полезной деятельности, направленной на слабо – защищенные слои населения (детей-сирот, инвалидов, пожилых людей),

–    воспитание доброты и гуманности в подрастающем поколении.

Вести работу с районным обществом инвалидов
Проводить традиционные мероприятия для инвалидов к Всероссийскому дню инвалидов.
Проводить ежегодные новогодние ёлки для детей-инвалидов.
Участвовать в проведении концертов для престарелых людей Заволжского дома-интерната.
Участвовать в благотворительных акциях по сбору средств для многодетных и малообеспеченных семей.

III. Индивидуальная работа с подростками

  • Проводить беседы и консультации о прочитанных и рекомендуемых книгах, о правилах пользования библиотекой, по пропаганде СБА.
  • Удовлетворять индивидуальные запросы читателей не только через свой фонд, но и через ВСО и МБА.
  • Составлять планы чтения по индивидуальным запросам.
  • Проводить консультации психолога по проблемам, волнующим подростков.

IV. Массовая работа

    Включает в себя 6 разделов:

1. «Сотвори себя»

2. «Отечество мое, ты боль моя и радость»

3. «В царстве муз прекрасных»

4. «Берегите Землю, берегите…»

5. «Тинейджер и деловой мир»

6. ««Лидер» и современное молодежное движение»

Каждый раздел делится на несколько циклов.

Раздел 1. «Сотвори себя»

В этот раздел включены циклы, способствующие формированию личности  подростка: выбор нравственных ориентиров в жизни, психология общения, культура поведения, борьба с вредными привычками, правовое воспитание.                          

Раздел 2.  «Отечество мое, ты боль моя и радость»

Этот раздел включает мероприятия по патриотическому воспитанию подростков. Работа ведется в двух направлениях. Первое направление – пропаганда литературы по истории Отечества. Сюда входят циклы мероприятий, посвященных календарным датам и знаменательным событиям в жизни нашей страны. Второе направление – пропаганда литературы о нашем крае и городе. 

Раздел 3. «В царстве Муз прекрасных»

Этот раздел включает циклы мероприятий по эстетическому воспитанию подростков. Мы хотим видеть их не только здоровыми, умными и красивыми, но и много знающими, умеющими разбираться в том или ином виде искусства. Чтобы добиться этого, нам нужно воспитывать в них чувство прекрасного и по мере своих сил и способностей участвовать в его созидании. Ведь не зря же Луначарский говорил, что добиться выполнения основной задачи эстетического воспитания можно лишь в том случае, когда сделаешь себя и все вокруг красивым. Мероприятия этого раздела посвящены творчеству писателей-юбиляров и знакомят подростков с  различными видами искусства.

Раздел  4. «Берегите Землю, берегите…»

Этот раздел включает циклы по формированию экологической культуры у подростков. При проведении мероприятий используется познавательная литература о природе, о познании человеком ее законов. В начале каждого цикла проводится вводное занятие, а заключительное занятие проходит в игровой форме и закрепляет знания  подростков по данной теме.                                       

Раздел 5. «Тинэйджер и деловой мир»

Подростку в современной жизни не обойтись без знания основ экономики и компьютерной грамотности. Пятый раздел посвящен этим двум вопросам. К проведению мероприятий планируется привлекать специалистов в области экономики и компьютерных технологий.        

Раздел  6  «Лидер» и современное молодежное движение»

Этот раздел включает мероприятия в рамках молодежных программ, реализуемых как в районе, так в городе и области, в которых участвует клуб «Лидер»:                                                                       

  • Областной лагерь актива старшеклассников “Ярославский хуторок”
  • Областной лагерь актива старшеклассников «Абитуриент»
  • Городской лагерь для старшеклассников «Старт»
  • Городской лагерь для старшеклассников «Патриот. Гражданин. Воин»
  • Различные благотворительные акции, проходящие в городе и области

Для реализации проекта предполагается использование следующих методов работы: индивидуальная работа с читателями и массовая работа библиотеки. Для выполнения основной задачи проекта – воспитание подростка через книгу – использовать три основные вида массовой работы: наглядная пропаганда (книжные выставки, библиотечные плакаты), устная пропаганда, печатная пропаганда книги (листовки, памятки для читателей, библиографические указатели, планы чтения, каталоги и различные справочники). Предполагается использование в работе таких форм устной пропаганды книги, которые способствуют развитию личности подростка и юношества и раскрывают их индивидуальность, – это: конкурсы, КВН, игры-викторины, пресс-конференции, диспуты.

Кроме того, предполагается использование современных информационных методов обеспечения реализации программы (электронные базы данных, аудио и видео материалы, CD-ROM, Интернет, web-страница библиотеки).