Перейти к содержимому

Гайдарика

ПРОЕКТ "ГАЙДАРИКА" на 2024 год

I. Структура проекта

  1. Актуальность проекта

     Библиотека имени А.П. Гайдара – одна из старейших библиотек города Ярославля. Она была открыта в далёком 1948 году в старинной слободе Тверицы Заволжского района, С 1951 года носит имя Аркадия Петровича Гайдара. Это – единственная библиотека в Ярославской области, которой присвоено имя известного детского писателя. Носить имя А.П. Гайдара прежде было почётно, а сегодня не просто. Это дань собственной истории, дань традиции: коли нарекли тебя библиотекой имени А. Гайдара – носи это имя с чувством собственного достоинства. И мы обязаны хранить память о писателе и рассказывать всё новым и новым поколениям детей о его жизни и творчестве.

     Проект осуществляется с 2009 года. Библиотека собрала большое количество материалов о жизни и деятельности А.П. Гайдара, накопила богатый опыт работы с его произведениями, поэтому ежегодно разрабатывается и реализуется данный проект.

     Аркадий Гайдар – это не только имя, с которым связаны судьбы и читательские биографии нескольких живущих ныне поколений людей, это ёще и определенные традиции в создании литературы для детей.

«… Что бы не говорили в послеперестроечный период об Аркадии Гайдаре, как бы ни девальвировали его имя… налет политики и социологизма – совсем не те измерения, в которых живёт художественное наследие писателя…  В нём мы видим не только писателя одной эпохи, но писателя общечеловеческого масштаба, подарившего юному сознанию символику свободы и добра, символику цветущей земли – Родины, символику максималисткой детской чести, как чести человека вообще…

      … И поэтому когда мы читаем: «А жизнь, товарищи… была совсем хорошая!» – мы читаем о солнце и небе, о дороге и птицах, о цветах, которые ярче, чем флаги Первого мая, о псе Полкане и умной сердцем любимой маленькой дочке. А это – вечно!… Например, концовка «Чука и Гека» – чистейшей воды гражданский романтизм интеллигентной личности, который по-тютчевски хранит веру в Россию…».*

     Поэтому, что бы ни говорили и не писали об Аркадии Петровиче Гайдаре – его творчество, на наш взгляд, представляет интерес и для нынешнего поколения детей.

       Произведения Гайдара – чистые и светлые, не устареют никогда, а Гайдар не останется в прошлом. Он современен. Те идеалы, по которым он жил, на которых воспитывал своих читателей и за которые боролся – честность, мужество, любовь к Отечеству, готовность ради высокой цели пожертвовать собой – они всегда были нашим главным капиталом, неподдающимся переоценке, и являются актуальными во все времена. Активная жизненная позиция – ещё одно качество личности, которое воспитывает своими книгами А.П. Гайдар, по-прежнему остается основной целью гражданско-патриотического воспитания юного поколения в XXI веке.

  1. Цель проекта.

Цель проекта – развитие медиа-центра «Гайдарика» и на его базе организация работы по пропаганде литературного наследия А.П. Гайдара и развитию творческих способностей детей.

3. Задачи проекта.

    • Поиск и систематизация материалов о жизни и творчестве А.П. Гайдара.
    • Сбор информации о детских и молодёжных общественных объединениях гражданской направленности.
    • Налаживание партнерских отношений с детскими библиотеками имени А.П. Гайдара нашей страны.
    • Организация гайдаровского фонда, оформление стендов, выставок и экспозиций медиа-центра.
    • Пропаганда литературного наследия А.П. Гайдара с помощью современных информационных технологий.
    • Формирование информационной культуры и предоставление возможностей для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
    • Повышение востребованности и привлекательности библиотеки для детей за счёт расширения информационных услуг в медиа-центре «Гайдарика».

4. Предполагаемый результат.

    • Дальнейшее развитие медиа-центра «Гайдарика».
    • Повышение имиджа библиотеки в районе и городе.
    • Привлечение новых читателей в библиотеку.
    • Приобщение молодых читателей к золотому фонду детской литературы, знакомство с лучшими произведениями современных писателей, повышение престижа чтения.
    • Повышение информационной культуры детей и освоение ими современных способов получения информации.
    • Стимулирование творческой, интеллектуальной, образовательной и развивающей деятельности детей и подростков.
    • Выявление и поддержка талантливой молодёжи, привлечение её в Ярославскую молодёжную общественную организацию «Районный волонтёрский союз» («РВС») Заволжского района.
    • Создание условий для организации досуга подростков, самореализации их личности и интеграции в социо-культурную среду общества.
    • Появление новых возможностей для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма через изучение творчества и героической биографии А.П. Гайдара – писателя, солдата, гражданина.

II Основные этапы проекта.

  1. Основная идея проекта.

     В своих произведениях Аркадий Гайдар создал некий сказочный мир, или лучше сказать, страну. В этой стране, которая с полным основанием может именоваться по имени её создателя – “Гайдарикой», всё – свое, особое, не такое, как в окружающей современников писателя реальности. Даже народонаселение этой удивительной страны отличается от народонаселения  тогдашней РСФСР и других республик Советского Союза: её населяют люди с необычными, нерусскими, какими-то вненациональными именами: Тимур, Бумбараш, Иртыш, Чук, Гек, Алька, Гейка, Натка… (Именно «Натка», а не, скажем, «Наташа») Это указывает на их как бы новую национальную принадлежность. И это действительно новые люди, каких не было прежде, новые не только по именам, но и по мировоззрению.

     Реализуя основную цель проекта, медиа-центр выполняет три функции. Во-первых, это центр по работе с литературным наследием Гайдара, во-вторых, – центр развития интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков, в-третьих, центр несёт функции музея. Выполнение этих функций невозможно без использования средств мультимедиа. Медиа-центр «Гайдарика» – отдел современных информационных технологий, помогающий осваивать и свободно использовать все преимущества многообразного информационного пространства в повседневной жизни, где обеспечен свободный доступ читателей-детей к документам на небумажных носителях. Здесь читатели могут освоить быстрые способы получения информации, в том числе из Интернета, получают возможность использовать всё многообразие библиотечных ресурсов. В настоящее время в фонде медиа-центра собраны художественные и мультипликационные фильмы, радио-спектакли по произведениям А.П. Гайдара, фильмы о его жизни и творчестве, подборки слайдов, музыкальные аудио-записи и т.д. Чтобы читатели могли воспользоваться всем этим богатством, медиа-центр оборудован современными компьютерами, аудио- и видео-аппаратурой, множительной и копировальной техникой.

     Встречаясь в медиа-центре, ребята могут интересно провести своё свободное время – не только почитать книгу, но послушать музыкальные произведения и литературные записи, принять участие в интеллектуальных компьютерных играх и соревнованиях, а также нарисовать любимого героя, смастерить поделку по мотивам литературного произведения и совершить увлекательную экскурсию по замечательной стране под названием «Гайдарика».

     Мы планируем проводить в центре выставки творческих работ детей, вернисажи, встречи с писателями, художниками, музыкантами. Здесь ребята могут коллективно посмотреть и обсудить какой-то фильм А.П. Гайдара, сравнить своё восприятие фильма, собственное видение встреченных в книге художественных образов с экранным их воплощением, принять участие в диспутах, дискуссиях и читательских конференциях.

     Музейная специализация центра дополняет традиционные формы работы библиотеки, углубляет представление о предмете, создаёт особую, доверительную обстановку, ощущение подлинности, реальности, сопричастности к событиям того времени, когда жил  Аркадий Гайдар, помогает ребятам лучше узнать историю нашей страны, почувствовать время, в которое жил писатель, и, может быть, у них  возникнет желание заново «перечитать Гайдара», оценить его творчество с позиций века нынешнего. А у нас появляется возможность через предметы и документы говорить и о любимом произведении и о нелёгкой судьбе самого писателя, ничего не скрывая и не приукрашивая. И пусть каждый из ребят сделает свой выбор, сформирует свое отношение к личности писателя, к героям его книг… Выполнение третьей функции, опять-таки, невозможно без использования современных информационных технологий. Благодаря возможностям мультимедиа, ребята смогут, посетив сайт нашей библиотеки, совершить виртуальную экскурсию по музейной экспозиции «Гайдар и время».

     Выполняя эти функции, мы сможем сделать досуг детей и подростков более разнообразным и активным, полезным и интересным, оградить их от пустого времяпрепровождения и отвлечь от дурных привычек.

     Мы предлагаем подрастающему поколению альтернативный образ жизни, наполненный творчеством.

2. Формы и методы работы по проекту.

     Основные направления деятельности по проекту:

– пополнение гайдаровского книжного фонда;

– пополнение полнотекстовой электронной базы данных по творчеству А.П. Гайдара;

– пополнение тематической экспозиции «Гайдар и время», «Герои Гайдара живут на экране»;

– проведение мероприятий по виртуальной карте «По гайдаровским местам»;

– пополнение выставки творческих работ детей «Мы рисуем Гайдара»;

– пополнение библиографической электронной базы данных «Гайдар и современность»;

– развитие «Виртуального музея литературного наследия А.П. Гайдара» на web-странице библиотеки;

экскурсии «Гайдар и время» о жизни и творчестве А.П. Гайдара по медиа-центру «Гайдарика».

      Реализация проекта требует проведения поисковой и исследовательской работы. Предполагается использовать такие формы работы, как: семинары, конференции, круглые столы, выездные консультации и встречи с сотрудниками библиотек и музеев им. А.П. Гайдара с целью поиска и отбора материалов для пополнения медиа-центра «Гайдарика».

     При проведении мероприятий будут использоваться интерактивные формы работы. При этом предпочтение будет отдаваться современным способам продвижения книги, таким как: виртуальные книжные выставки, электронные презентации, виртуальные экскурсии по медиа-центру, электронные игры, викторины и конкурсы.

Календарный план

Название мероприятия

Форма

Возраст

Срок испол-нения

«Гайдар и его команда»

литературный поход к 120-летию со дня рождения А. П. Гайдара (22 января)

3-6 кл.

январь

«Гайдаровка» приглашает»

экскурсия по медиа-центру

1-6 кл.

январь-декабрь

«Вместе с Мальчишем»

литературная вахта по «Сказке о Мальчише-Кибальчише»

1-2 кл.

февраль

«Дальние страны зовут»

литературный поход по повести «Дальние страны»

3-4 кл.

март

«Две школы Аркадия Гайдара»

литературно-патриотический час по повести «Школа»

5 кл.

апрель

«Гайдар и его команда»

обсуждение книги «Тимур и его команда»

4 кл.

май

«Сумка Гайдара»

громкие чтения по книге Б. Емельянова «Рассказы о Гайдаре»

3-4 кл.

сентябрь

«Он остаётся с нами»

час памяти ко дню гибели А.П. Гайдара (26 октября 1941г.)

4-6 кл.

октябрь

«Таёжная ёлка»

литературно-приключенческий час по книге «Чук и Гек»

1-2 кл.

декабрь

«Мастерская Чука и Гека»

мастер-класс изготовлению новогодних поделок

1-4 кл.

декабрь

  1. Описание партнёрского компонента

 

№ п\п

Ресурсы

Наименование

Виды деятельности

1

Финансовые

Управление по молодёжной политике мэрии города Ярославля

Оказание финансовой помощи на проведение мероприятий

Депутаты муниципалитета

Оказание финансовой помощи на проведение мероприятий

2

 

Человеческие

Сотрудники детской библиотеки им. А.П. Гайдара,  члены ЯМОО «Районный волонтёрский союз» Заволжского района

Поисковая и исследовательская деятельность, организация гайдаровского фонда и экспозиций, проведение мероприятий по творчеству А.П. Гайдара

Организационно-методический отдел МУК «ЦСДБ г. Ярославля».

Оказание методической помощи

Историко-краеведческий музей школы №46 города Ярославля.

Оказание консультационной помощи и помощи в сборе материалов для медиа-центра

Центральная городская детская библиотека им.   А.П. Гайдара г. Москвы

Оказание методической и консультационной помощи, помощи в сборе материалов для медиа-центра

 Музеи им. А.П. Гайдара в     Клину и Арзамасе

Оказание методической и консультационной помощи, помощи в сборе материалов для медиа-центра

3

Творческие

Детско-юношеский центр «Лад».

Подготовка творческих работ для выставки «Мы рисуем Гайдара»

Общеобразовательные школы Заволжского района

Оказание помощи в сборе материалов и подготовка творческих работ для выставки «Мы рисуем Гайдара».

4

Материально-технические

Детская библиотека им. А.П. Гайдара

Предоставление помещения, приобретение мебели, обеспечение компьютерной техникой, канцелярскими товарами.

Центральная детская библиотека им. Ярослава Мудрого

Обеспечение материалами, обслуживание компьютерной техники.

III  Приложения

 

1 Наработанные материалы:

 

  • Матвеева Е.С. Писатель собирает друзей // Библиополе .- 2016 . -№ 7 .- С. 26-27
  • Тарасова Г.Б. Тимуровское движение: Почему бы и нет! // Современная библиотека. – 2016.- № 3 .- С. 54-57
  • Виртуальный музей литературного наследия А.П. Гайдара на web-странице детской библиотеки №1 им. А.П. Гайдара МУК «ЦСДБ г. Ярославля» –  http://csdbf1.ru/
  • Тарасова Г.Б. Гайдаровка и её команда / Тарасова Г.Б. // Библиотека – 2014. – №11 . – 57-62.
  • Глушкова Н.А. Возвращение героя или с Гайдаром в XXI веке : инновационные формы работы с творческим наследием Аркадия Гайдара // Гайдар и детская литература XXI века : материалы литературно-педагогических Гайдаровских чтений. 28-29 октября 2014 года. – Архангельск, 2014 .- С. 43-46
  • «Вслед за героями гайдаровских книг»: [литературный круиз по карте страны]: [электронный ресурс].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2014.
  • «Наша «гайдаровка»: страницы жизни»: [электронная презентация о детской библиотеке №1 им. А.П. Гайдара к 65-летнему юбилею].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2013.
  • Тарасова Г.Б. Гайдаровка отмечает юбилей // Дата .- 2013 .- № 19 (6 июня). – С. 4
  • Тарасова Г.Б. Гайдаровка отмечает юбилей // Родной город .- 2013 .- № 23 (5 июня). – С. 16
  • «Сказка о библиотеке Гайдара, гайдаровцах и твердом гайдаровском характере»: [электронная презентация о детской библиотеке №1 им. А.П. Гайдара к 65-летнему юбилею].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2013.
  • «Вслед за героями гайдаровских книг»: [литературный круиз по карте «По гайдаровским местам»]. – Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2012.
  • «Чук и Гек»: [электронная игра по одноимённому рассказу А.П. Гайдара].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2012.
  • «В команде с Тимуром»: [КВН по повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»]: [электронный ресурс].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2010.
  • «Я читаю Гайдара»: [интерактивная игра-путешествие] (полная версия): [электронный ресурс].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2010.
  • «Я читаю Гайдара»: [интерактивная игра-путешествие] [электронный ресурс].- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2010.
  • Тарасова Г.Б. “Тимуровцы” снова в строю: [история и современность детской библиотеки №1 им. А.П. Гайдара]/ Г.Б. Тарасова // Библиотека. – 2009. – №6. – С.47-50.
  • Тарасова Г.Б. Тимуровская команда. Аркадий Гайдар и современные традиции: [история и современность детской библиотеки №1 им. А.П. Гайдара г.Ярославля]/ Г.Б. Тарасова //Библиотечное дело. – 2008. – №24. – С.42-44
  • «Писатель Гайдар собирает друзей»: литературный костер для младших школьников.- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2008.- 11с.
  • «Наша «Гайдаровка»: страницы жизни»: историческая справка.- Ярославль: Филиал №1 МУК «ЦСДБ г. Ярославля», 2007.- 11л.

 

 

Руководитель проекта:                                                Коробовская М.В.